Дается короткий обзор наблюдений остатков сверхновых на спутнике ROSAT. Особое внимание уделяется поиску новых остатков по рентгеновским данным (пока основная доля остатков открыта по радионаблюдениям). Выделено 14 кандидатов, исследования которых продолжаются.
Два обзора, посвященные наблюдениям остатков сверхновых. Как я уже писал, в исследованиях этих объектов именно радио и рентгеновские наблюдения наиболее полно дополняют друг друга. БОльшая часть остатков открывается в радио, но сейчас начинают открывать остатки и в рентгене. На сегодняшний день известно 230 остатков (плюс кандидаты) в радиодиапазоне. В рентгеновском наблюдается. Обзоры интересно читать именно вместе (возможно с дополнением о нейтронных звездах в остатках, см. выше).
Обычно говорят о взаимосвязи гамма-всплесков со взрывами сверхновых. Здесь речь идет о другом. В каталоге гамма-источников прибора EGRET большая часть является неотождествленной. Это могут быть внегалактические источники, нейтронные звезды, черные дыры. Возможно, эти источники связаны с остатками сверхновых. О последней гипотезе и идет речь в обзоре.
Авторы обсуждают роль ускорения частиц космических лучей в остатках сверхновых. Отмечу, однако, что наличие корреляции с остатками сверхновых в частности может означать связь неотождествленных источников с молодыми нейтронными звездами и черными дырами, которые появились после взрывов, породивших и остатки.
В ходе наблюдений Chandra Туманности Андромеды (M31) был обнаружен первый остаток сверхновой, структуру которого удалось разрешить. Остаток, обозначаемый CXOM31 J004327.7+411829, имеет слегка вытянутую кольцеобразную форму с диаметром примерно 11" (42 пк). Другие параметры остатка - полученные через анализ рентгеновского спектра -- следующие: светимость в диапазоне 0.3-7 keV между 3.2x1036 эрг/с и 4.5x1037 эрг/с, возраст - от 3200 до 22000 лет, плотность окружающего газа достаточно низкая -- 0.003-0.3 cm-3. Как всегда у Чандры - красивые картинки.
На Техасском симпозиуме довольно активно обсуждались наблюдения и теория пульсарных туманностей, особенно джетов. В данном обзоре автор рассматривает данные Чандры по остаткам сверхновых и пульсарным туманностям. К сожалению, самые свежие данные по внешнему джету у пульсара в Парусах еще не успели попасть в обзор. Но тем не менее результаты, приводимые в статье, очень интересны.
Нейтронные звезды образуются после взрывов сверхновых. Но почему-то в остатках мы видим не так уж много радиопульсаров. Возможно, просто далеко не все нейтронные звезды в своей молодости проходят через эту стадию. Но есть еще одна возможность. Просто мы хотим найти пульсар в центре остатка, иначе мы говорим, что требуется слищком большая скорость, чтобы объяснить большое смещение нейтронной звезды от центра остатка, и считаем ассоциацию результатом случайной проекции радиопульсара на остаток сверхновой. В этой короткой заметке автор суммирует результаты исследований, которые пытаются учесть, что изначально нейтронная звезда может быть не в центре остатка. Прияина очень проста. Пока массивныая звезда еще живет, она производит мощный звездный ветер, выдувая полость, но при этом она еще и движется. Поэтому взрыв может произойти внутри довольно сложной структуры, причем не в ее центре.
Мы уже неоднократно писали об ультрамощных источниках, и обзоры можно найти в Архиве (ссылки в нашей базе обзоров). Источник IC 342 X-1 является относительно близким (расстояние до галактики, в которой он находится, оценивается в 4 Мпк, однако тут есть неопределенность). В статье речь идет об открытии образования, очень похожего на остаток сверхновой, окружающий ультрамощный источник. Радиус остатка .... 110 пк! Разумеется следует разумное рассуждение об образовании черной дыры при взрыве гиперновой.